Тема: « Игровой фольклор Курской и Белгородской областей»

 

 

                                          Цель урока

 

Образовательная:  - познакомить обучающихся с игровым  фольклором

                                    Курской и Белгородской областей.

 

 

Развивающая:            - развить  устойчивый  интерес обучающихся  к 

 

                                      игровому  фольклору.

Воспитательная:      -  формировать  абстрактное мышление обучающихся.

 

 

                                                  Задачи  урока

 

                                     -   научить  обучающихся   правилам  игрового

                                         фольклора.

Оборудование:               компьютер.

Наглядные  пособия:    см. нотные  приложения

Тип  урока:                     урок  игра.

 Методы  урока:            -  словесные;

                                           - информационно – сообщающие.

 Формы  работы:               - фронтальные;

                                         - индивидуальные.

 

 

Структура  урока:

 

  1. Организационный  момент .

   2. Повторение  изученного материала.

   3.  Изучение  нового  материала.

   4.  Подведение   итогов  урока.

 

 

 

 

 

 

 

                                          Ход   урока

 

 

 

 

 

    1. Организационный момент:

 

                  -   подготовка  класса  к  уроку;

                 -   проверка  готовности  к  уроку;

                 -    выявление  отсутствующих;

                  -   постановка  цели  урока.

 

 

     2. Повторение изученного материала:

 

                   - вспоминаем  тему  прошедшего  урока ( обряд «Средокрестие»);

                   - на  какой  день  недели  Великого  поста  приходился  этот

                     обряд;

                   - какое  обрядовое   печенье  из  пресного теста пекли в этот день

                      в крестьянских  домах;

                   - что  делали  ребята - поздравители  в этот день;

 

 

                   -  какие  песни  исполнялись  во время  поздравления  хозяев. 

 

 

 

    3.  Исполняем  поздравительную  песенку «Половина  говенья

 

 

 

                     переломилася».

 

 

 

 

     4. Изучение  нового  материала.

 

 

 

 

         По  народному  календарю 16  апреля  день  святой Агафьи . В западных  

 

областях  России  в этот день в церкви  освящают хлеб, натыканный

кусочками соли, и потом вешают  его  на рога  коров. Если  в этот  день

на  реке  стоит  лёд , то  лов  рыбы  будет  плохой.

 

 

       5.    Тема  урока: « Русский  самовар  и чаепитие  на  Руси »

 

 

 

 Цель  урока: познакомить  обучающихся  с историей   русского   чаепития.

 

 

 

                              Ход   урока

 

 

 

1. Организационный  момент:

 

                    - подготовка  класса к  уроку;

                    - проверка  готовности  к  уроку;

                    -  выявление  отсутствующих;

                     - постановка  цели  урока.

 

 

 2. Повторение  изученного  материала:

 

                      - вспоминаем  тему  прошедшего  урока ( разыграй  русскую

                        народную  сказку  «Репка»);

                      - какие персонажи  встречаются  нам  в сказке ( назовите  их);

                      - опишите  характер  каждого  из  персонажей  сказки;

                      - чему  учит нас  эта  сказка.

 

 

  3. Демонстрация  фрагмента  из сказки.

 

 

 

   4. Изучение  нового  материала.

 

                 По  народному  календарю 16 апреля день  святой Агафьи.

 

 

                 В западных областях России в этот день в церкви  освящают  хлеб, 

 

                 натыканный  кусочками  соли, и потом вешают его на рога коров.

                  Если в этот день на реке стоит лёд, то лов рыбы будет плохой.

 

 

             5.  Тема  урока: «Игровой фольклор  Курской  и Белгородской

 

 

 

      областей».

 

 

                  Цель урока: познакомить   обучающихся  с  игровым

 

 

 

                  фольклором Курской  и Белгородской  областей.

 

Вспоминаем с каким  игровым фольклором обучающиеся   познакомились  в течение  учебного года ( «Золотые  ворота»,  «Как  у  дяди Трифона»,«Колечко»).  Знакомимся  с игрой  Белгородской  области «Редя». Игра в «редьку» имеет  несколько  разновидностей. Чаще  всего  дети  садились в цепочку, обхватив друг дружку за  пояс. Водящий ходил кругом. После  того,  как песенка  пропевалась, он  обращался  с вопросом: «Бабка, бабка, поспела редька?». Иногда отвечали: «Нет,  надо  ещё потяпать,  похряпать», -  и песенка повторялась.  Потом водящий обхватывал последнего сидящего в цепочке и отрывал  его.                                                                                                                             

Знакомимся с игрой Курской  области «Селезень и утка». Играющие  берутся  за руки и образуют  круг. Двое  ребят,  изображающих  селезня  и утку,  выходят  на  середину  круга. «Утке» поют: см. пример № 1. «Селезню»  кричат:                                                                                                                                       - Селезень, догони утку! Молодой, догони  утку!                                                                                                Селезень гонится за  уткой и старается поймать  её. Утка может  выбегать из  круга,  селезня  же не выпускают. Участники  игры,  образующие  круг,  то опускают, то поднимают  руки  и  поют: см.  пример№2. Когда  «селезень» поймает  «утку»  выбирается  другая  пара.

 

 

План  разучивания  нотных приложений:

 

                       - проговариваем  слова, соблюдая  диалект;

                      - прохлопываем ритмический  рисунок;

                      -  учим  напев (сольфеджио), а  потом со словами.

 

6. Подводим  итог  урока . Чему  учат народные игры? Отмечаем  всех  детей, активно  участвующих  в  процессе обучающего занятия.