Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания младших школьников

 

 

Преподаватель  дополнительного образования ,

учитель высшей категории

 

 Волкова  Наталья Георгиевна

 

 Каждый  народ  имеет свой дух,  свою  культуру,  свой характер,  свои  традиции. Тысячелетний  опыт  становления  и развития человечества  включает  в себя  особую  область -  опыт становления и развития  отдельной  человеческой  личности  как  родового существа,  несущего  в  себе – в  свёрнутом  виде – этнически определённую  память о этапах развития  человеческого  начала. Современная  педагогика  как  общественная  наука и  социальные  институты   образования  только  сейчас  начинают  в  полном объёме  осознавать  великое  значение  народной  культуры  материнства  и  детства.  Это обусловливает,  в конечном  счёте,  всё возрастающий  интерес  к  особой  культуре детства,  к  детскому  фольклору  и  народной  педагогике  как  к  выработанным  веками формам наследования,  сохранения  и  развития  конкретных  этносов – составных  частей  человечества. Ведь  именно  названные области  народной  культуры  обеспечивают  воспроизводство  многообразия  форм  человеческой  культуры  как сложноорганизованного  ЦЕЛОГО. Приобщение  детей к музыкально  -  поэтическому  языку  народа  является чрезвычайно  важной  и ответственной  задачей ,  стоящей  перед обществом  в  целом . В  процессе  музыкального  развития  необходимо  как  можно  раньше знакомить  ребят  с  народной  песней  , вводить  их  в мир  добра  и  справедливости , прививать  любовь  к  народным  интонациям , активно  приобщать  к  национальной культуре . Трудно  определить  ,  на  каком  этапе  эстетического  развития  личности вырабатывается  эстетически -  ценностное  отношение  к  традиционной  культуре , однако  очевидно  , что  приобщение  к фольклору  необходимо  начинать   с детских  лет  , так  как в  этом  возрасте  активно  протекает  процесс становления  личности  , формируется  мировоззрение  ,  развиваются  чувства  и  сознание  ребёнка . Фольклор  определённым  образом  может  способствовать этому  развитию .  Приобщение  детей  к  нему  и  народным  традициям  является  также  важным  компонентом  в  решении  задач музыкального  развития  обучающихся.                                                       

  Фольклор  -  это  синкретичное  искусство,  в котором  художественные  процессы  сочетаются  с  другими  формами  общественного сознания  (народными обрядами ,  обычаями , традициями , религиозными  верованиями и т.д.)   и  отражают  действительность  и закономерность  её  развития.  Он  определяется  многозначностью  функций ,  среди  которых  социальная ,  воспитательная  , познавательная  , эстетическая  ,  информативная  ,  коммуникативная  и  др.  Россия – родина для многих. Но для  того  чтобы считать   себя  её  сыном  или дочерью, необходимо  ощутить  духовную жизнь  своего народа  и  творчески  утвердить  себя  в ней. «Русский  народ  не  должен терять  своего  нравственного  авторитета  среди  других  народов – авторитета,  достойно  завоёванного русским  искусством,  литературой.  Мы  не  должны  забывать о  своём  культурном прошлом,  о наших  памятниках,  литературе, языке,  живописи…»  Д.С.Лихачёв. Сейчас к нам  постепенно  возвращается  национальная  память,  и  мы  по – новому  начинаем относиться  к старинным  праздникам, традициям,  фольклору.

  Фольклор  -  народная  мудрость  ,  народное  художественное   творчество :  песни  ,  сказки  ,  легенды  ,  танцы , произведения изобразительного  и  декоративно  -  прикладного  искусства . Возрастные  особенности  младших  школьников позволяют  им  через знакомство  с фольклором  во всём  его многообразии  и  разножанровости  понять  ,  какой  вклад  внёс  русский  народ  в  развитие мирового  искусства  и  культуры. Сказки ,  народные  песни ,  загадки  , считалки , пословицы ,  поговорки  ,  колыбельные  песни  не потеряли  своего  значения  в  наши  дни .  В  них  выражены  общечеловеческие  идеи  долга  , трудолюбия  ,  чести  ,  совестливости  , любовь  к  родному  краю  , уважение  к  себе  ,  мужество  ,  справедливость ,  милосердие  ,  доброжелательность  ,  уважение  к старшим  ,  умение  сдержать  слово .  В  сказках  все  окружающие  предметы  ,  явления  природы  ,  звери  думают ,  говорят  и действуют.   Они  сами  решают, как  им  поступить  в  том  или  ином  случае.  Слушая  сказку , ребёнок  получает  урок самовоспитания . Помните известное пушкинское: «Вечером слушаю  сказки  -  и  вознаграждаю  тем  недостатки  проклятого  своего воспитания .  Что  за  прелесть  эти  сказки  !  Каждая  есть  поэма !».  А  ведь  воспитание  у  Пушкина  не  было   самым  плохим  .  И тем не  менее  он  «вознаграждал»   его  обычными  сказками .  Впрочем  ,  обычна  ли  она ,  сказка  !  Как   посмотреть . Ведь  в  ней заложено  многое  ,  используемое  народом  не  только  для  развлечения  ,  а  и  для  пользы .  Целый  педагогический  свод  :  как  себя вести  ,  как  родителей  почитать  ,  как  с  хозяйством  справляться . Колыбельные  песни  внушают  чувство  уверенности  , защищённости от беды  ,  ребёнок  как  бы  купается  в ласке .  Помимо  убаюкивания  ,  они  ведь  ещё  и  богатейшую  информацию несут ,  начиная  со  звуковой  . На  огромной  территории  России  существуют  лишь  два  начала  колыбельных  песен :  «Баю  -  бай» да  «Люли  -  люли» .  Случайность  здесь  напрочь  исключена .  И  начало  ,  и  продолжение  колыбельных  заключают  в  себе  много магического  ,  заклинательного  ,  предназначенного  для  охраны  ,  для  защиты  ребёнка.  А  сколько  ласкательных  слов  в колыбельных  песнях , сколько хороших  пожеланий !  Казалось  бы  ,  в  чём  отличие  этих  незамысловатых  старинных  песенок  от нынешних  ?  Любой  детский  врач  ответит  вам,  что  ребёнку  крайне  необходимы  и  такие  слова  ,  и  такие  интонации  ,  и поглаживания  .  Он  растёт  более  спокойным  ,  более  здоровым .  Уж  не  говоря  о  том  ,  что  он  подспудно  впитывает информацию  ,  которая  нужна  на  протяжении  всей  сознательной  жизни.  Около  восьмидесяти  процентов  информации  ребёнок получает  до  семи  лет.  В народном  творчестве  всё  так  устроено ,  что    до  этих  лет  он прочно  усваивает  и  роли  членов  семьи , и обязанности . Из  народной  колыбельной  девочка  ,  укладывая  младшего  ,  узнаёт  и  навсегда  запоминает  устройство  постели для  малыша :

      ***

                                  Кладу  в  головы подушки   ,

 

                                   Риначок  под  бочок .

 

 

 

                                    Да  соломки  птукачок  -  

                                  Высыпайся ,  ангельчок .

 

 

 

Потешки  ,  пестушки  ,  считалки  ,  перевёртыши  -  это  школа  игры . Главное  назначение  забавы -  приготовить  ребёнка  к  познанию окружающего мира  в  процессе игры  ,  которая  скоро  станет  незаменимой  школой  физической  и  умственной  подготовки  ,  нравственного  и  эстетического воспитания :
 

 

                                                    ***              

 

                                    Глазки  -  уголь  ,

                                 Нос   -  картошка ,

                                    Щёчки  -  булочки  у  нас  !

                                                   ***

                                     Два   пожарничка  бежали  ,

                                     Эту  кнопочку  нажали  ,

                                      Пип  !  

 

 Главное  ,  что  оставила  нам  в  наследство  народная  мудрость  -  это  гармония ,  стремление  к  ней   и  ненавязчивое  её воплощение.  А  молчанки  и  голосянки  - прекрасные  упражнения  для  лёгких  :  то  задержка  дыхания  ,  то  глубокий  выдох .  Заклички   дают   детям  в  поэтической  форме  выразить  своё  эмоциональное  отношение  к  природе . 

 

 

 

                                                     ***

 

 

 

                                      Весна ,  весна ,  на  чём  пришла ?

 

 

 

                                    На  сохе  ,  бороне  ,  на  чужой  стороне .

 

 

 

                                     Мужички , старички ,вы  тащите  сошнички .

 

                                     А  бабушки  да по  прядушки.

 

 

 

  Игровой  фольклор  -  это  вообще  бесценный  опыт  осмысленного  действия  ребёнка  в   той  или  иной ситуации . Сейчас  даже  для  взрослых придуманы  компьютерные  деловые  игры  -  чтобы  человек  не  растерялся  в  непредвиденной  ситуации , был  готов  к  ней  , не испытывал стрессовых  ощущений. Игры  в  гусей  ,  в  ворота ,  в горелки  и  многие  другие  направлены именно  на это:

 

                                                    ***

                                     Вот  тебе  ,  заюшка ,

                                     Сени  -  колени  ,

                                     И  упал  заюшка

                                     Ко  мне  на  колени.

                                     А  я  за  ним  скоком -  боком ,

                                     Через  мой  высок  терём .

                                     Ты  назад  обернись  ,

                                     На  дивчину  подивись .

                                     Как  дивчина  красная ,

                                     А  зорюшка  ясная .

                                     Да  у нас города

                                     Семиренские ,

                                     Ведь  у нас  замки

 

                                     Сотворенские.        

 

 

  Важную  роль  в  духовно  -  нравственном  воспитании  обучающихся  играют  православные  праздники . Именно  праздник  , являясь  частью национальной  культуры  ,  помогает  в  наиболее  успешном  и  активном  освоении  этой  культуры . Праздник  -  это  ,  прежде  всего  ,  радость  , новые  яркие  впечатления  ,  красочность ,  творчество . Как  наиболее  эффективное  средство  педагогического  воздействия  ,  праздник  создаёт возможность  для  формирования  эмоционального  восприятия  мира  , основ  нравственности  , культуры .

  Православные  праздники ,  обогащая  ребёнка  духовными   представлениями  и  образами ,  помогают  в  восстановлении  связи  времён  и  поколений , в  восприятии  и  освоении  традиций  культуры   русского  народа  ,  способствуют формированию  основ  национального  самосознания  ,  любви  к Родине . Бережное  отношение  к  ценностям  ,  созданным  трудом  человека  и  природой  -  это  важнейшее в воспитании  детей. Традиция  жива  , пока  её  чтут ,  берегут . И даже  пение  народных  песен  для  одних  детей  будет  просто  концертом , а  для других , прикосновение  к  культуре своих  предков  -  естественной  частичкой  бытия.  В народной  педагогической  практике  мы  обнаруживаем  осознанное  и  неосознанное  стремление ,  каждую  часть ,область  жизни использовать  в  воспитательных  целях :

 

                                                     ***

                       Дитятко – что  тесто : как  замесил , так и  выросло.


 

 

 Пособием  для  воспитания является  вся  жизнь  с  её трудовыми буднями  ,  праздниками  , природой  ,  животным  миром  ,песнями  ,  сказками. Педагогический  опыт  людей  закреплён  в  различных  обрядах  , связанных  с новорождённым  ,  с  первыми  шагами  младенца  ,  с  его    приобщением к  интересам  семьи.  В детском фольклоре  невозможно  найти  ничего  ,что  не  имело  бы  реальной  ,  явной  пользы  ,  будь  то  фольклор календарный  или поэзия  пестования .  Посему  и  вывод  :  лучше  всего  следовать  этим  немудреным  ,  но  полезным  правилам.  Тем  более  что  они ,помимо  пользы  ,  ещё  и  красивы  ,  развивают  чувство  прекрасного .  Мы  можем  говорить  и  о  педагогической направленности  общения  , искусства  ,  народного  творчества  ,  традициях  гостеприимства  и  русского  застолья  ,  уважения старших  -  все  это  народная  память  , связывающая  прошлое  и  настоящее  с будущим.

  Мы  потомки  -  духовные  наследники  людей  ,  заложивших  в  нас  основу  великой  культуры  ,  должны  её  сохранить  ,  развивать  и  передать нашим  детям.  Духовно  -  нравственное  развитие  и  воспитание  обучающихся  на  основе  народного  творчества  должны  быть  интегрированы  в разные  виды  деятельности  :  урочную  ,  внеурочную,  внешкольную  и  общественно -  полезную.

 

 .

 

 

 

                                 Список  используемой методической  литературы  :

 

 

  Аникин В.П.  Мудрость  народная : жизнь  человека  в  русском  фольклоре .- М.,1992

 Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция  духовно – нравственного           воспитания  личности  гражданина  России .- URL :http://  standarrt / edu.ru

Кузнецова Т.Н. Воспитание на  традициях  народной  педагогики. Изд. Белгород. пед.,1995 .