Духовно-нравственное воспитание в разных типах семей

А.С. Малахова,
г. Астрахань 
Духовно-нравственное воспитание в разных типах семей

Семья - один из древнейших институтов человечества - прошла сложный путь развития. С древних времен существовали традиционные функции семьи. Она была хозяйственной ячейкой. Человек без семьи и без детей считался обиженным Богом. Но в последние десятилетия отношение к функциям семьи изменилось. Теперь считается, что человек вполне может прожить и без семьи. В последнее время много говорят о кризисе семьи, как института гражданского общества. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей [4]. Молодежь предпочитает жить в гражданском браке. Экономическая нестабильность в обществе привела к тому, что многие семьи в лучшем случае предпочитают воспитывать одного или двух детей, либо не иметь детей вообще.

 

И все же, несмотря на кризис семьи как института, семья остается главным прибежищем в жизни человека. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье.

Ученые выделяют несколько типов семей. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Исследователи выделяют разные типологии семьи, например, как домохозяйства [3]. Наибольший интерес представляет социальная классификация семьи.

Существует комплексная типология семьи, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи [1].

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи - семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

Социальный уровень семьи характеризует степень нравственного и духовного воспитания в ней, то есть можно говорить о предрасположенности ребенка в семье либо к отзывчивости, высокому уровню нравственности и духовного развития, либо к асоциальным поступкам.


Стили общения в семье

Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка- это развитие чувств и воли. 

Родители могут влиять на развитие ребенка, организовав усвоением моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваиваются ребенком. Наиболее существенное влияние на ребенка среди взрослых оказывают, в первую очередь, родители. Ребенок с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным, отношений между мужчиной и женщиной, поэтому родители должны следить за собой, в первую очередь, и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у родителей.

Воспитательные позиции родителей - это характер эмоционального отношения родителей к ребенку. Можно выделить несколько типов отношений в зависимости от дистанции между родителями и ребенком.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») – родители воспринимают своего ребенка как личность со своими возрастными и личностными потребностями и интересами. Основа такого типа отношений – уважение родителей к ребенку. Родители, с одной стороны, категоричны и настойчивы в своих требованиях, но, с другой, дают ему некоторую свободу и независимость [2]. 

2. «Сокращенная дистанция» («слияние») – внимание родителей сконцентрированы на ребенке, семья существует ради ребенка. Этот тип родительского отношения к ребенку характеризуется постоянной гиперопекой над ребенком. Поведение ребенка постоянно контролируется родителями. Родители ограничивают социальные контакты ребенка, постоянно дают свои советы, навязывают свое общение [2]. 

3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») – эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Дистанция означает редкие и поверхностные контакты с ребенком, равнодушное отношение к нему.

Существует более традиционная классификация взаимоотношений, согласно которой выделяют три вида семейных взаимоотношений – авторитарный, демократический и попустительский [2]. 

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, которые стремятся подавить волю ребенка. Взрослые не обращают внимания на индивидуальные черты ребенка, который впоследствии вырастает безынициативным, у него нет самостоятельности и творческой жилки [2].

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых о детях. Родители пользуются авторитетом детей, основанным на доверии. Такие дети более раскрепощены и непосредственны в общении [2].

При попустительском стиле родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, в результате чего дети растут сами по себе. Над детьми не контроля и они представлены самим себе, что не самым лучшим способом сказывается на их нравственном воспитании. Дети растут недисциплинированными [4].

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкретные условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций.

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Именно от родителей, от успеха или неуспеха их собственного супружества во многом зависит, каким будет это отношение. Гармоничные отношения отца и матери, их забота друг о друге, о детях, стремление избежать ссор и предупредить конфликт, трудолюбие, уважение к друг другу – все это важные предпосылки того, что выросшие дети в такой обстановке создадут прочную, счастливую семью [1]. Социологи фиксируют: благополучие родителей в семьях способствует созданию счастливых браков у детей. Поэтому столь важны сознательные усилия родителей, направленные на то, чтобы ребенок получил широкие возможности выбора примера, идеала семейной жизни, ощутил ее прелесть (в семьях родственников, знакомых).

Единство нравственного просвещения и практической деятельности детей в семье – это целенаправленное взаимодействие, зависящее от детского опыта, возрастных и индивидуальных особенностей, их индивидуальности. Для этого каждая семья должна проявлять глубокое внимание к ребенку как к личности, знать его интересы и стремления, учитывая их в процессе воспитания.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле [3]. 

Лит. 1.Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005; 2.Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005; 3.Педагогический энциклопедический словарь. – М.: «БРЭ», 2003; 4.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001; 5.Психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.