Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения

Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%) . Хотя, конечно, здесь необходимо учитывать два существенных обстоятельства: 1) возможности семьи объективно ограничены; 2) современная семья в силу ряда причин зачастую не может актуализировать педагогический потенциал своего позитивного влияния на ребенка.

Задача же духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Отметим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

Подробнее...

Духовно-нравственное воспитание в разных типах семей

А.С. Малахова,
г. Астрахань 
Духовно-нравственное воспитание в разных типах семей

Семья - один из древнейших институтов человечества - прошла сложный путь развития. С древних времен существовали традиционные функции семьи. Она была хозяйственной ячейкой. Человек без семьи и без детей считался обиженным Богом. Но в последние десятилетия отношение к функциям семьи изменилось. Теперь считается, что человек вполне может прожить и без семьи. В последнее время много говорят о кризисе семьи, как института гражданского общества. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей [4]. Молодежь предпочитает жить в гражданском браке. Экономическая нестабильность в обществе привела к тому, что многие семьи в лучшем случае предпочитают воспитывать одного или двух детей, либо не иметь детей вообще.

Подробнее...